Формирование профессионального сообщества открытого образования на русском языке и обучения русскому языку, выявление и популяризация лучших практик преподавания русского языка и обучения на русском языке в зарубежных центрах и школах, всестороннее содействие комплексному обеспечению образования на русском языке и обучения русскому языку как иностранному.
Страна проведения: Республика Таджикистан.
Место проведения: Таджикский национальный университет.
Направленность: образовательная, научно-методическая.
Формат проведения: очный в стране проведения с дистанционным подключением участников из других стран
Длительность: не менее 4 часов
Целевая аудитория : учителя, работающие в рамках программы «Русский учитель за рубежом», ученые и педагоги, обучающие русскому языку за рубежом, работники центров открытого образования и обучения русскому языку, представители общественности, изучающие русский язык.
2 декабря 2021 года
Приезд и размещение участников конференции.
3 декабря 2021 года
10.00 – 10.30 . Приветственное слово представителей Российской Федерации и Республики Таджикистан.
10.30 – 12.00. Экспертная сессия (Актовый зал главного корпуса и подключение к Zoom-видеосвязи).
12.00 – 12.30. Кофе-брейк.
12.30 – 14.00. Заседания секций
15.00 – 16.00. Подведение итогов конференции (Актовый зал главного корпуса).
Регламент выступлений:
3 декабря 2021 года
Хушвахтзода Кобилджон Хушвахтович, ректор Таджикского национального университета;
Глушко Дмитрий Евгеньевич, и.о. ректора Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва.
(10.30 – 12.00; Актовый зал главного корпуса Таджикского национального университета)
Модераторы:
Оринина Лариса Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры мировой литературы Таджикского национального университета, директор НОЦ «EXTEND-Центр МГТУ им. Г. И. Носова».
Маслова Алина Юрьевна, проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва», доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, член РОПРЯЛ.
Мухаметов Гафур Бабаевич, декан факультета русской филологии, доктор педагогических наук, профессор (Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан). Статус и современное состояние русского языка в Таджикистане.
Нагзибекова Мехриниссо Бозоровна, доктор филологических наук, руководитель Русского центра (Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан). Место русского языка в образовании Таджикистана.
Самиев Холахмад Давлатович, декан факультета международных отношений, кандидат исторических наук, доцент (Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан). Роль русского языка в расширении гуманитарного сотрудничества на постсоветском пространстве (взгляд из Душанбе).
Устинов Анатолий Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка Института филологии (Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия). Событийный подход к усвоению русского языка учащимися-билингвами в школах МИД России за рубежом.
Оринина Лариса Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры мировой литературы (Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан), директор НОЦ «EXTEND-Центр МГТУ им. Г. И. Носова». Феномен изучения русского языка как иностранного с позиций психолингвистического подхода.
Омельченко Елена Александровна, профессор, зам. директора Института социально-гуманитарного образования, и. о. декана факультета регионоведения и этнокультурного образования (Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия). Актуальные направления деятельности по развитию открытого образования на русском языке на примере деятельности центра в Республике Индонезия.
(12.30 –14.00; Актовый зал главного корпуса Таджикского национального университета)
Модератор: Нагзибекова Мехриниссо Бозоровна, доктор филологических наук, руководитель Русского центра (Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан).
Оринина Лариса Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры мировой литературы (Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан). Билингвизм как основа формирования поликультурной образовательной среды (на примере вузов Таджикистана).
Дульцева Татьяна Валерьевна, председатель общества, руководитель проектов (Некоммерческая организация общество Mosaiikki, Финляндская Республика). НКО Mosaiikki: 18 лет содействия обучения русскому языку как родному и как иностранному в Финляндской Республике.
Орлова Анна Юрьевна, ответственный секретарь Координационного совета Международного педагогического общества в поддержку русского языка (Центр «Этносфера», г. Москва, Россия). Международное педагогическое общество в поддержку русского языка как ресурс развития личного и профессионального потенциала учителя.
Даутия Фатима Валериевна, кандидат филологических наук, директор ЧОТ «Альфа», сотрудник Центра открытого образования на русском языке и обучения русскому языку при Абхазском государственном университете (г. Сухум, Республика Абхазия). Преподавание русского языка в условиях билингвизма: опыт школы «Альфа» Республики Абхазия.
Небольсина Марина Сергеевна, доцент кафедры общего и русского языкознания, директор Сибирского центра открытого образования на русском языке для иностранных граждан (Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Россия). Опыт реализации проекта «Центр открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в Республике Таджикистан».
Ингл Оксана Петровна, кандидат филологических наук, ассистент профессора (Военный институт иностранных языков, г. Монтерей, США). Таксономия Блума в преподавании русского языка как иностранного.
Ёров Шахром Назарович, ассистент кафедры зарубежного регионоведения (Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан). Роль МГИМО в профессиональной подготовке таджикских специалистов-международников.
Филей Александр Васильевич, магистр филологии, учитель русского языка и литературы (Рижская средняя школа № 86, г. Рига, Латвийская республика). Опыт преподавания русского языка и литературы в русской школе Риги де-факто (школе национальных меньшинств - де-юре): теория, практика, перспектива.
Смирнова-Энрикес Анна, кандидат биологических наук, постдокторант в области прикладной лингвистики (Папский католический университет, г. Сан-Паулу, Бразилия); координатор сессий ТРКИ в Бразилии. Тесты по РКИ в Бразилии и их влияние на стратегии обучения русскому языку в языковых школах.
(12.30 –14.00; Зал заседаний ученого совета Таджикского национального университета)
Модератор: Мухаметов Гафур Бабаевич, декан факультета русской филологии, доктор педагогических наук, профессор (Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан).
Атакуллаев Усмон Исмаилович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка для нефилологических факультетов (Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан). Инновационный подход в процессе обучения в современном обществе.
Филиппова Ольга Викторовна, доктор педагогических наук, зав. кафедрой русского языка как иностранного (Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, Россия). Профессиограмма преподавателя русского языка в условиях межкультурной коммуникации и билингвальной образовательной среды.
Мегрелишвили Татьяна Григорьевна, доктор филологических наук, профессор департамента иностранных языков (Грузинский технический университет, г. Тбилиси, Грузия). Формирование отраслевых речевых компетенций в сфере русского как иностранного языка в нефилологической аудитории.
Милентий Надежда Дмитриевна, кандидат педагогических наук, учитель русского языка (Школа 32, г. Ташбулак, Республика Узбекистан). Инновационные приемы и методы при обучении письму и говорению учащихся школ Узбекистана.
Дрянгина Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного (Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, Россия). Коммуникативная личность учителя: успешные обучающие стратегии.
Керимли Наиба Кямиль гызы, учитель русского языка и литературы, заместитетль директора по воспитательной работе (Образовательный Комплекс при Бакинском славянском университете, г. Баку, Азербайджан). Игровые технологии на уроках русского языка.
Карасаева Халам Орынгалиевна, кандидат филологических наук, руководитель/ преподаватель (колледж «Кайнар», г. Актау, Республика Казахстан). Ключевые учебные компетенции как основа открытого образования.
Оринина Лариса Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры мировой литературы; Одиназода Сафаргул Атабек, кандидат физико-математических наук, зав. кафедрой компьютерного и математического моделирования (Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан). Компетентностный подход к образованию: опыт преподавания математики на русском языке в таджикских вузах.
Дон Екатерина Геннадьевна, учитель (Лицей 2 для одаренных детей, г. Душанбе, Республика Таджикистан). Методика преподавания биологии на русском языке в поликультурных образовательных условиях р. Таджикистан (на базе лицея 2 для одаренных детей г. Душанбе).
Давлатов Давлатёр Манонович, кандидат технических наук, старший преподаватель; Одинаев Алимурод Хомидович, старший преподаватель (Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан). Компьютерный метод изучения физических моделей.
Одиназода Сафаргул Атабек, кандидат физико-математических наук, зав. кафедрой компьютерного и математического моделирования; (Таджикский национальный университет; Оринина Лариса Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры мировой литературы, г. Душанбе, Республика Таджикистан); Муродов Мухиддин Раджабович, ph-D-докторант 2 курса (Кулябский государственный университет, г. Куляб, Республика Таджикистан). Метод case-study в программировании: опыт преподавания на русском языке таджикских вузов.
Мирзохонова Матлуба Мирзохашимовна, кандидат филологических наук, доцент общеуниверситетской кафедры русского языка (Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова», г. Худжанд, Республика Таджикистан). Эффективное средство педагогического контроля - тестирование на практических занятиях по русскому языку на неязыковых факультетах.
Чжан Ваньи, магистр, преподаватель (Шэньянский технологический институт, г. Шэньян, Китай). Текущее состояние преподавания русского языка как базовый обязательный курс и исследование реформы преподавания.
Еркоева А.А., учитель лицея №2 для одаренных детей (г. Душанбе, Республика Таджикистан, МЦО, «Интердом» им. Е.Д. Стасовой, Иваново, Россия). Edutainment – технология для развития ключевых компетенций у учеников совремнной школы (на примере уроков химии).
(12.30 –14.00; Зал заседаний диссертационного совета Таджикского национального университета)
Модератор: Самиев Холахмад Давлатович, декан факультета международных отношений, кандидат исторических наук, доцент (Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан).
Салимов Фаррух Насимович, зав. кафедрой дипломатии и внешней политики Республики Таджикистан (Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан). Роль русского языка в межкультурной коммуникации студентов НУ.
Давлатов Мухиддинджон Абдулхакимович, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой общего языкознания и сравнительной типологии (Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан). Особенности лингвокогнитивных исследований в сопоставительном аспекте.
Тешаев Хаем Икромович, кандидат филологических наук, зав. кафедрой перевода и межкультурной коммуникации (Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан). Лексико-семантическая категоризация в таджикском и русском языках на примере животного мира.
Собирова Фарзона Асомудиновна, кандидат филологических наук, доцент (Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан).Заимствованные слова в лексике таджикского языка.
Абдуджабборов Сархаджон Абдуджабборович, докторант PhD, магистр (Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова», г. Худжанд, Республика Таджикистан). Контекст и семантика относительного прилагательного.
Шодипур Юсуф Бозор, доцент кафедры истории таджикского народа (Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан). Таджикские просветители о месте и значении изучении русского языка в Бухарском эмирате.
Негматов Сайдулло Эргашевич, доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания и сравнительной типологии (Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан). Сравнительная типология русского и таджикского языков.
Худжасаидова Низорабегим Хушкадамовна, кандидат исторических наук, преподаватель (Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан). Вклад женщин-учёных Таджикистана в развитие науки.
Садеги Сахлабад Зейнаб, кандидат филологических наук, преподаватель, заведующий кафедрой русского языка факультета литературы (Университет Аль-Захра, г. Тегеран, Иран); Кравченко Оксана Анатольевна, доктор филологических наук, аффилированный профессор кафедры русского языка факультета литературы. Творчество Ф. М. Достоевского на занятиях по русскому языку как иностранному.
Пироженко Ольга Викторовна, доктор наук (PhD), доцент, директор Русского центра фонда «Русский мир» Университета Валенсии (Испания), директор Российско-испанского центра РАНХиГС при Президенте РФ (Россия). Языковая картина мира и диалог культур: русский язык в условиях межкультурной коммуникации.
Рузиева Лола Талибовна, доктор филологических наук, зав. кафедрой общего языкознания и сравнительной типологии (Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан). Лингвокультурологический аспект методики преподавания русского языка.
Назирова Авджия Озодовна, магистрант 2 года обучения факультета русской филологии (Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан). Особенности поэтического языка стихотворений И. Анненского.
Каримова Дилбар Зафаровна, магистрант 2 года обучения факультета русской филологии (Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан). Особенности поэтического языка стихотворений А. А. Ахматовой.
Муминова Аниса Мухамадовна, студент 2 курса бакалавриата факультета русской филологии (Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан). Особенности поэтического языка С. Есенина (восточные мотивы лирики поэта).
(14.00 – 15.00; Актовый зал главного корпуса Таджикского национального университета)
Модератор: Оринина Лариса Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры мировой литературы (Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан), директор НОЦ «EXTEND-Центр МГТУ им. Г.И. Носова».
Стрельчук Елена Николаевна, доктор педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания (Российский университет дружбы народов, г. Москва). Перспективы онлайн-обучения русскому языку как иностранному.
Мегрелишвили Татьяна Григорьевна, доктор филологических наук, профессор департамента иностранных языков (Грузинский технический университет, г. Тбилиси, Грузия). Дистанционное обучение русскому языку как иностранному: плюсы и минусы.
Абдуалиева Зумрад Умаркуловна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка (Таджикский государственный университет права бизнеса и политики, г. Худжанд, Республика Таджикистан). Организация дистанционного занятия с применением видеоуроков по русскому языку.
Бокатина Юлия Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент (Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, Россия). Проблемы организации дистанционного обучения русскому языку как иностранному.
Асонова Галина Анатольевна, старший преподаватель (Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва, Россия). Изучение русского языка как иностранного на подготовительном факультете в условиях дистанционного обучения.
Мамадазимов Абдукаюм Абдуганиевич, доцент кафедры зарубежного регионоведения (Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан). «Таджикский мир» и «Русский мир»: параллели пространства взаимодействия.
Дусматова Шахло Валиевна, преподаватель (Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова», г. Худжанд, Республика Таджикистан). Обучение русскому языку как иностранному посредством информационных технологий.
4 декабря 2021 года
10.00 – 19.00. Экскурсионная программа:
– обзорная экскурсия по городу Душанбе,
– посещение Национального музея.
Время проведения:
2 - 4 декабря 2021 г.
Место проведения:
Таджикский национальный университет
734025 Республика Таджикистан,
г. Душанбе, проспект Рудаки, 17
Все ссылки, идентификаторы и коды доступа для подключения к Zoom-видеосвязи будут разосланы зарегистрированным участникам к началу конференции.
1 декабря в преддверии международной научно-методической конференции «ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ» состоялась встреча команды Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва и ректора Таджикского национального университета профессора К.Х. Хушвахтзода
На встрече были обсуждены вопросы организации и проведения конференции, проблемы современного состояния образования в России и Таджикистане, перспективы научного и академического сотрудничества. Представители вузов были единодушны в своем понимании важнейшего значения предстоящей конференции в поиске ответов на вызовы современности.
На предстоящей конференции планируется рассмотрение актуальных проблем открытого образования на русском языке и обучения русскому языку, освещение функционирования центров русского языка и культуры. В работе примут участие ученые, педагоги, представители общественности из Азербайджана, Бразилии, Грузии, Ирана, КНР, Латвии, России, Сербии, Таджикистана, Узбекистана, Финляндии.
По итогам конференций будет издан сборник материалов с индексацией в базе РИНЦ.
2 декабря участники международной научно-методической конференции «ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ» посетили «Русский центр» Таджикского национального университета (функционирует с 2010 года).
Директор Русского центра – доктор филологических наук, профессор Нагзибекова Мехриниссо Бозоровна - рассказала гостям об основных направления работы Центра, о мероприятиях, нацеленных на популяризацию русского языка и литературы, поддержку программ изучения русского языка за рубежом. Участники побывали на занятии студентов-филологов. А.Ю. Устинов, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка Института филологии МПГУ, поделился с будущими учителями секретами преподавания русского языка как иностранного, продемонстрировал приемы педагогической работы в классе.
3
декабря на площадке Таджикского национального университета начала работу научно-методическая
конференция «Открытое образование на русском языке: вызовы современности и
перспективы развития». Конференция проходит в рамках проекта «Русский язык в
открытом образовательном пространстве», который реализует МГУ им. Н.П. Огарёва
при грантовой поддержке Министерства просвещения РФ.
3
декабря работу конференции открыл ректор Таджикского национального университета
профессор К.Х. Хушвахтзода. Приветственное видеообращение к участникам
конференции прозвучало от и.о. ректора МГУ им. Н.П. Огарёва Д.Е. Глушко.
Руководители вузов-партнеров выразили надежду на укрепление дружественных
связей и расширение сферы взаимодействия в образовательной,
научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности.
В ходе
работы конференции обсуждаются инновационные методики обучения русскому языку
как иностранному в условиях межкультурной коммуникации и билингвальной
образовательной среды,
рассматривается успешный опыт образования на русском языке за рубежом,
проводится презентация лучших практик организации и функционирования центров
открытого образования на русском языке и обучения русскому языку.
Конференция
привлекла внимание более 300 ученых, педагогов, представителей общественности
из 14 стран мира, включая Абхазию, Азербайджан, Бразилию, Грузию, Иран,
Испанию, Казахстан, Китай, Латвию, Россию, США, Таджикистан, Узбекистан,
Финляндию.
4 декабря в рамках работы конференции участники познакомились с историей и культурой Таджикистана. Осмотрели основные достопримечательности г. Душанбе. Посетили Национальный Музей Таджикистана.
Обзорную экскурсию по городу для участников конференции провела кандидат исторических наук, доцент кафедры истории таджикского народа факультета истории Таджикского национального университета
Худжасаидова Низорабегим Хушкадамовна.
На площадке Таджикского национального университета (ТНУ) в рамках проекта «Русский язык в открытом образовательном пространстве», который реализует МГУ им. Н.П. Огарёва при грантовой поддержке Министерства просвещения РФ, состоялась международная научно-методическая конференции «Открытое образование на русском языке: вызовы современности и перспективы развития».
В ходе работы обсуждались проблемы преподавания русского языка в современных условиях, освещались инновационные методики обучения русскому языку как иностранному, рассматривался успешный опыт образования на русском языке за рубежом, проводилась презентация лучших практик организации и функционирования центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку.
Значимость проведения подобных мероприятий отметила руководитель "Русского центра ТНУ" М.Б. Нагзибекова: "Считаю, что данная конференция внесла существенный вклад в развитие международного сотрудничества и укрепление дружественных отношений между Россией и Таджикистаном".
Конференция привлекла внимание более 300 ученых, педагогов, студентов, представителей общественности из 14 стран мира, включая Абхазию, Азербайджан, Бразилию, Грузию, Иран, Испанию, Казахстан, Китай, Латвию, Россию, США, Таджикистан, Узбекистан, Финляндию.
В работе конференции приняли участие учителя, работающие по программе «Российский учитель за рубежом» и осуществляющие обучение русскому языку и на русском языке за рубежом. «Хочу выразить огромную благодарность всем организаторам Международной научно-методической конференции" Открытое образование на русском языке: вызовы современности и перспективы развития" за возможность принять участие в мероприятии такого уровня. Конференция прошла на высоком уровне, была содержательной, наглядной, информативной, насыщенной событиями, обсуждениями, новыми знакомствами. Участие в таких мероприятиях позволяет обогатить свой багаж знаний, оценить свой собственный опыт, определить для себя стратегию дальнейшего развития. Успехов всем!», - считает учитель биологии Лицея №2 для одаренных детей г. Душанбе, участник программы «Российский учитель за рубежом» Екатерина Дон.
По итогам прошедшей международной научно-методической конференции «Открытое образование на русском языке: вызовы современности и перспективы развития» 6 декабря 2021 г. состоялась встреча руководства Таджикского национального университета с представителями МГУ им. Н.П. Огарёва.
Были обсуждены результаты конференции, вопросы формирования аналитических отчетов по лучшим практикам обучения русскому языку и образования на русском языке, представленным докладчиками в ходе конференции, подготовки к изданию сборника материалов конференции.
Участниками встречи были намечены планы по дальнейшему сотрудничеству в научной и образовательной деятельности в целях продвижения обучения русскому языку и открытого образования на русском языке. Особое внимание уделялось совместной деятельности Мордовского государственного университета с "Русским центром ТНУ", руководителем которого является профессор М.Б. Нагзибекова.
Вопросы открытого образования на русском языке и обучения русскому языку как иностранному продолжают оставаться актуальными для научно-педагогического сообщества Таджикистана.
В рамках научно-методической конференции «Открытое образование на русском языке: вызовы современности и перспективы развития», проведенной МГУ им. Н.П. Огарёва на площадке Таджикского национального университета, было оценено современное состояние и статус русского языка в Таджикистане, определена роль русского языка в образовательной системе республики и расширении гуманитарного сотрудничества на постсоветском пространстве.
Опытом преподавания русского языка за рубежом поделились представители педагогического сообщества разных стран. Был представлен опыт преподавания русского языка и литературы в русской школе Риги, продемонстрировано применение тестов по РКИ в Бразилии и их влияние на стратегии обучения русскому языку в языковых школах и др. Особый интерес у участников конференции вызвал доклад доктора филологических наук, профессора департамента иностранных языков Грузинского технического университета Т.Г. Мегрелишвили «Формирование отраслевых речевых компетенций в сфере русского как иностранного языка в нефилологической аудитории».
Успешный опыт и творческий подход к образованию на русском языке в условиях билингвальной образовательной среды представили учитель биологии Е. Дон и учитель химии А. Еркоева – участники программы «Российский учитель за рубежом».
Насыщенная повестка дня и проявленный интерес более 300 участников позволяют говорить о международной конференции как об одном из значимых, авторитетных мероприятий в социогуманитарной сфере, которое, несомненно, будет способствовать успешному взаимодействию ученых и педагогов в образовательной, научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности.
Конференция, проведенная Мордовским государственным университетом им. Н.П. Огарёва на площадке Таджикского национального университета 2-4 декабря 2021 г., вызвала широкий резонанс среди педагогического сообщества и представителей общественности, интересующихся русским языком за рубежом.
Выявленные лучшие практики продемонстрировали опыт коллег по организации и функционированию центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в Таджикистане (на базе Бохтарского государственного университета им. Носира Хусрава, г. Курган‑Тюбе, в партнерстве с Сибирским центром открытого образования на русском языке для иностранных граждан Алтайского государственного педагогического университета), в Индонезии (на базе университета Паджаджаран, г. Бандунг, в партнерстве с Московским педагогическим государственным университетом и Международным педагогическим обществом в поддержку русского языка), в Финляндии (на базе НКО «Мозаика», г. Ювяскуля, в партнерстве с Псковским государственным университетом).
Участники конференции отметили, что организация информационной и культурно-просветительской деятельности, направленной на поддержание интереса к изучению русского языка, несомненно, открывает широкие перспективы для сотрудничества в рамках центров открытого образования и организации их сетевого взаимодействия.
«Центр актуален и нужен людям», - подчеркивает руководитель организации «Мозаика» и проектов Татьяна Дульцева (Финляндская республика). «Интересно… было бы правильным практиковать такой формат и дальше. Это хороший обмен опытом», - делится своими впечатлениями о конференции PhD Ольга Викторовна Пироженко, заведующая отделением Славянской филологии, исполнительный директор Русского центра фонда «Русский мир» Университета Валенсии (Испания).
В рамках реализации проектов поддержанных Министерством просвещения Российской Федерации, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет и Алтайский государственный педагогический университет провели онлайн-встречу, в ходе которой обсудили вопросы сотрудничества по содействию развитию центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в Республике Таджикистан.
Российские вузы выразили готовность продолжить реализовывать инициативы, направленные на обучение русскому языку и образование на русском в неязыковой среде, в том числе сетевое взаимодействие по реализации образовательных программ, разработка онлайн-курсов русского языка и на русском языке, сопряженных с методической направленностью, консультационная поддержка выбора образовательных программ на русском языке, мероприятия по продвижению русского языка. К коллегам из российских вузов готовы подключиться партнеры среди образовательных организаций высшего и среднего образования Республики Таджикистан.
Центр открытого образования на русском языке открыт 22 ноября в Бохтарском государственном университете. Центр стал совместным проектом двух вузов – Алтайского государственного педагогического университета и Бохтарского университета имени Носира Хусрава (Республика Таджикистан). Он создан с целью осуществления образовательной, консультационной и информационно-просветительской деятельности в области продвижения русского языка на территории Республики Таджикистан.
Национальным исследовательским Мордовским государственным университетом в партнерстве с Таджикским национальным университетом 3 декабря проведена международная научно-методическая конференция "Открытое образование на русском языке: вызовы современности и перспективы развития", в рамках проекта "Русский язык в открытом образовательном пространстве", поддержанного Минпросвещением России. Конференция была направлена на методическую поддержку центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку и привлекла внимание более 300 ученых, педагогов, представителей общественности из 14 стран мира, включая Абхазию, Азербайджан, Бразилию, Грузию, Иран, Испанию, Казахстан, Китай, Латвию, Россию, США, Таджикистан, Узбекистан, Финляндию. Обсуждались инновационные методики обучения русскому языку как иностранному в условиях межкультурной коммуникации и билингвальной образовательной среды, рассмотрен успешный опыт образования на русском языке за рубежом, проведена презентация лучших практик организации и функционирования центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку.