Развитие и популяризация деятельности Центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку, обмен эффективными практиками преподавания русского языка и образования на русском языке в образовательных организациях разных видов, поиск оптимальных подходов к формированию содержания и оценки результатов образования на русском языке и обучения русскому языку.
Страна проведения: Республика Узбекистан.
Направленность: образовательная, научно-методическая.
Формат проведения: очный в стране проведения с дистанционным подключением участников из других стран
Длительность: не менее 4 часов
Целевая аудитория: учителя, работающие в рамках программы «Русский учитель за рубежом», ученые и педагоги, обучающие русскому языку зарубежом, работники центров открытого образования и обучения русскому языку, представители общественности, изучающие русский язык.
9 декабря 2021 года
Приезд и размещение участников конференции.
10 декабря 2021 года
9.00 – 10.00. Регистрация участников конференции
Деловая программа:
г. Ташкент, ул. Kichik Xalqa Yo`li ko`chasi, квартал G-9a, д. 21-а
Узбекский государственный университет мировых языков
10.00 – 10.30. Приветственное слово представителей Республики Узбекистан и Российской Федерации
10.30 – 12.00. Пленарное заседание (Большой зал заседаний, главный корпус, 2 этаж; подключение к Zoom-видеосвязи).
12.00 – 12.30. Кофе-брейк.
12.30 – 14.00. Заседания секций (Большой зал заседаний, главный корпус, 2 этаж и большой зал совещаний, главный корпус, 7 этаж; малый зал совещаний, главный корпус, 7 этаж; подключение к Zoom-видеосвязи).
14.00 – 15.00. Круглый стол (Большой зал заседаний, главный корпус, 7 этаж; подключение к Zoom-видеосвязи).
15.00 – 16.00. Подведение итогов конференции (Большой зал заседаний, главный корпус, 7 этаж).
Регламент выступлений:
10 декабря 2021 года
Азизов Улугбек Батырович, ректор Узбекского государственного университета мировых языков, доктор философии по социологическим наукам PhD;
Глушко Дмитрий Евгеньевич, и. о. ректора Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, кандидат педагогических наук.
(10.30 – 12.00; Большой зал заседаний, главный корпус, 2 этаж)
Модераторы:
Петрухина Наталья Михайловна, заведующий кафедрой русской литературы и методики обучения, доктор филологических наук, профессор (Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан);
Маслова Алина Юрьевна, проректор по учебной работе, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, член РОПРЯЛ (Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, Россия)
Рафаэль Гусман Тирадо, доктор филологических наук, профессор кафедры греческой и славянской филологии Гранадского университета, член Президиума МАПРЯЛ. Создание национально-ориентированного мультимедийного образовательного ресурса: русская литература в мировом образовательном процессе. Опыт Гранадского университета
Исакова Равшана Каримжановна, заведующий межфакультетской кафедрой русского языка (Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Инновационно-ориентированное образование: информационные технологии в практике преподавания русского языка студентам с узбекским языком обучения нефилологических специальностей.
Мегрелишвили Татьяна Григорьевна, доктор филологических наук, профессор департамента иностранных языков, направление «Русский язык» (Грузинский технический университет, г. Тбилиси, Грузия). Принципы отбора и организации грамматического материала по русскому языку в учебниках для публичных школ Грузии.
Прокофьева Лариса Петровна, доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского и латинского языков, член МАПРЯЛ и РОПРЯЛ (Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского, г. Саратов, Российская Федерация). Индивидуальные траектории в обучении языку профессии в медицинском вузе: теория и практика эпохи пандемии.
Кулмаматов Дусмамат Саттарович, доктор филологических наук, профессор (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Изучение старинных русских переводов челобитных хивинских послов на занятиях по истории русского литературного языка.
Кудрявцева Дарья Александровна, проректор по дополнительному образованию (Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия). Просветительская миссия педагогического университета в контексте развития открытого образования на русском языке.
Саъдуллаев Давлятбек Самиевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). О некоторых стратегиях этнолингвокультурологии.
(12.30 –14.00; Главный корпус, зал заседаний, 2 этаж)
Модератор: Дубровская Светлана Анатольевна, профессор кафедры русского языка как иностранного, доктор филологических наук, доцент (Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, Россия)
Петрухина Наталья Михайловна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской литературы и методики обучения (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). «Цивилизационный диалог»: результаты и перспективы работы Центра русского языка при УзГУМЯ.
Милентий Надежда Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент, учитель русского языка (школа 32, г. Ташбулак, Узбекистан). Преподавание русского языка в Узбекистане в условиях внеязыковой среды: образовательные возможности и перспективы.
Дульцева Татьяна Валерьевна, председатель общества, руководитель проектов (Некоммерческая организация – общество Mosaiikki, г. Ювяскюля, Финляндская Республика). Центр открытого образования и обучения русскому языку имени «Князя Александра Невского»: Успех, Вызовы, Перспективы.
Марич Биляна, доктор филологических наук, профессор кафедры славистики филологического факультета, председатель Общества славистов Сербии (Белградский университет, г. Белград, Республика Сербия). Деятельность Общества славистов Сербии в области поддержки русского языка.
Пытэль-Пандэй Данута, и. о. заместителя директора по дидактике в институте славянской филологии, и. о. заведующего кафедрой практического изучения русского языка, кандидат филологических наук, научный сотрудник (Вроцлавский университет, г. Вроцлав, Польша). Опыт преподавания русского языка как иностранного во Вроцлавском университете.
Птюшкин Дмитрий Викторович, директор Центра языкового тестирования (Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия). Актуальное состояние системы ТРКИ и ее перспективы.
Игнатьева Наталья Валерьевна, учитель русского языка как иностранного (школа 55, Международный центр образования «Интердом» им. Е. Д. Стасовой, г. Андижан, Республика Узбекистан). Опыт реализации методических подходов Санкт-Петербургского государственного педагогического университета имени Герцена в области РКИ в Узбекистане.
Аленина Елена Алексеевна, учитель русского языка (СОШ 60, Джизакская область, пос. Заамин, Республика Узбекистан). Организация внеурочной работы по освоению русского языка учащимися начальных классов национальных школ Республики Узбекистан.
Дуйсекеева Эльмира Кудабаевна, учитель русского языка (школа 222 имени Шукура Бурханова, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Проблемы обучения русскому языку в узбекской школе.
Лямкина Виктория Александровна, заместитель декана по научной работе факультета русской филологии (УзГУМЯ, г Ташкент, Республика Узбекистан). Тенденции распространения русского языка в Узбекистане.
Эрданов Собир Хабибуллаевич, стажер-преподаватель (Джизакский Государственный Педагогический Институт им. А. Кадыри, г. Джизак, Республика Узбекистан). Место русского языка в образовании Узбекистана.
(12.30 –14.00; главный корпус, большой зал совещаний, 7 этаж)
Модератор: Султанова Шохиста Мухамеджановна, заведующий кафедрой русского языка и методики преподавания, доктор философии по филологическим наукам, доцент (Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан)
Сандул Александр Михайлович, преподаватель русского языка как иностранного (Международный центр образования им. Е. Д. Стасовой, г. Андижан, Республика Узбекистан). Особенности преподавания за рубежом в полилингвальной среде.
Устинов Анатолий Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка Института филологии (Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия). Образовательное событие как путь формирования познавательного интереса учащихся-билингвов к изучению русского языка.
Дубинина Надежда Александровна, специалист центра языкового тестирования (Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия). Тест по русскому языку как иностранному (ТРКИ) в учебном процессе.
Кельдиев Толиб Тухтасинович, доцент кафедры изучения языков, доцент (Академия МВД, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Использование педагогических технологий в преподавании русского языка.
Царева Ольга Львовна, магистр филологии, преподаватель РКИ, участник Международного образовательного проекта «Класс!» (школа 222, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Особенности работы с поэтическими текстами на уроках РКИ в арабоязычной и узбекоязычной аудиториях.
Рахматуллаева Галина Мадраимовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры узбекского и русского языков (Университет мировой экономики и дипломатии, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Культура речи как приоритетный компонент профессиональной языковой компетенции специалиста-международника.
Жамединова Венера Кулановна, преподаватель кафедры русского языка и методики преподавания (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Формирование межкультурной компетенции в процессе обучения русскому языку иностранных учащихся.
Велишаева Эльвина Сейрановна, преподаватель кафедры современного русского языка (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Клише в межкультурной коммуникации.
Махмудова Муборак Фрунзаевна, старший преподаватель кафедры современного русского языка (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Межъязыковые сопоставления и анализ в нефилологических вузах.
Ягафарова Рамина Наильевна, преподаватель-стажер кафедры современного русского языка (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Узбекоязычные заимствования в современном молодежном сленге русского языка в поликультурном пространстве.
Дворяшина Виктория Сергеевна, преподаватель кафедры современного русского языка (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Обучение студентов узбекских групп гуманитарных вузов нормам разговорного русского языка на материале мультфильмов.
Саримсакова Гульчехра Муратовна, старший преподаватель кафедры современного русского языка (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Использование ресурсов родного языка при изучении русского как иностранного.
Худайкулова Феруза Холовна, преподаватель кафедры современного русского языка (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Особенности преподавания русского языка как иностранного в национальной аудитории.
Шереметьева Анна Геннадьевна, доктор филологических наук, профессор (Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Специфика преподавания истории русского языка в иноязычных группах.
Никаноров Сергей Анатольевич, кандидат филологических наук, доцент, учитель русского языка, участник программы «Российский учитель за рубежом» (школа № 1, Сырдарьинская область, Сардобинский район, г. Гулистан, Республика Узбекистан / Шадринский государственный педагогический университет, Курганская область, Россия). Типичные трудности в процессе преподавания русского языка в Республике Узбекистан и возможные пути их преодоления.
Майоров Сергей Владимирович, специалист отдела международных проектов (филиал Международного центра образования «Интердом» им. Е. Д. Стасовой, г. Москва, Россия). Образ жизни как инструмент повышения интереса к изучению.
Пироженко Ольга Викторовна, доктор наук (PhD), доцент, директор Русского центра фонда «Русский мир» Университета Валенсии (Испания), директор Российско-испанского центра РАНХиГС при Президенте РФ (Россия). Языковая картина мира и диалог культур: русский язык в условиях межкультурной коммуникации.
Носирова Мубина Олимовна, старший преподаватель (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Аксиологический потенциал социального уровня ценностей.
Федосенко Екатерина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, учитель (г. Хива, Республика Узбекистан). Психолингвокультурологический подход к обучению РКИ.
(12.30 –14.00 главный корпус, малый зал совещаний, 7 этаж)
Модератор: Им Светлана Борисовна, доктор филологических наук, профессор (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан).
Абдурахманов Фахриддин Исраилович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Структурно-семантические особенности трехактантных глаголов в русском и узбекском языках.
Абдуджабборов Сархаджон Абдуджабборович, докторант Phd 3 курса, магистр (Худжандский государственный университет им. академика Б. Гафурова, г. Худжанд, Республика Таджикистан). Лексико-грамматические особенности имен прилагательных.
Джусупова Унгасын Талибаевна, преподаватель кафедры современного русского языка (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Словесное ударение (акцент) и сингармонизм как источники звуковой интерференции.
Жакупов Георгий Андреевич, преподаватель кафедры современного русского языка (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Роль ударения и чередований фонем при обучении русскому языку носителей агглютинирующих языков.
Им Светлана Борисовна, доктор филологических наук, профессор (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Значимость морфонологических явлений в русском словообразовании при обучении в иноязычной аудитории.
Латипов Окил Журакулович, профессор кафедры иностранных языков, кандидат филологических наук, доцент (Университет общественной безопасности, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Концепт «лошадь» в русской и узбекской лингвокультурах.
Морозова Ирина Георгиевна, старший преподаватель кафедры современного русского языка (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). К вопросу об универсальности понятия «здоровье» в пословицах русского и узбекского народов.
Нишанова Гуллола Файзуллаевна, преподаватель кафедры русского языка и методики преподавания (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Своеобразие русских личных имен и их уменьшительные варианты.
Отабоева Муслимахон Бахтияровна , преподаватель-стажер кафедры русского языка и методики преподавания (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Лексико-семантическая группа глаголов зрения в русском языке (на материале Русско-узбекского словаря А. К. Зуфарова и М. К. Кошчанова).
Раджобова Замира Чингизовна, старший преподаватель (Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан). Плюсы и минусы языка пандемии COVID-19 на современном этапе.
Раметова Марьям Махмудовна, преподаватель кафедры русского языка и методики преподавания (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Система вокализма русского и каракалпакского языков.
Салахидинова Зилола Одилжановна, старший преподаватель кафедры русского языка и методики преподавания (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Логика использования соотносительной связи в пословицах.
Султанова Шохиста Мухамеджановна, PhD, доцент кафедры русского языка и методики преподавания (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). К вопросу об изучении религиозных фразеологизмов в постсекулярном обществе Узбекистана.
Усманова Нодира Бахтиёровна, преподаватель-стажер кафедры русского языка и методики преподавания (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Текст как учебный материал на уроках русского языка.
Хушева Дурдона Учкуновна, преподаватель-стажер кафедры русского языка и методики преподавания (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Структура и семантика тематического поля «хлеб».
Чергинская Ирина Александровна, старший преподаватель кафедры русского языка и методики преподавания (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Формирование когнитивно-творческих способностей школьников при изучении средств выражения условных отношений в современном русском языке.
Чутбаева Азиза Баходировна, преподаватель-стажер кафедры русского языка и методики преподавания (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Трансформация русских и узбекских религиозных паремий.
(12.30 –14.00; факультет русской филологии, Центр русского языка)
Модератор: Петрухина Наталья Михайловна, заведующий кафедрой русской литературы и методики обучения, доктор филологических наук, профессор (Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан)
Балич Диляра Абдуллаевна, старший преподаватель кафедры русской литературы и методики обучения (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Использование инновационных приемов при изучении зарубежной литературы (на материале творчества А. Франса).
Гизатуллина Суфия Рамиловна, преподаватель кафедры русской литературы и методики обучения (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Инновационные методы обучения при изучении творчества А. Толстого.
Кучинский Андрей Юрьевич, старший преподаватель кафедры русской литературы и методики обучения (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Культурологический подход при изучении произведений современных русских писателей в высшем учебном заведении (на примере повести А. Слаповского «День денег»)».
Мадаминова Наргиза Ражапбаевна, старший преподаватель; Шевцова Ольга Владимировна, кандидат филологических наук, доцент (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Методика обучения чтению в процессе изучения русского языка как неродного.
Обидова Диера Анваровна, преподаватель кафедры русской литературы и методики обучения (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Историко-культурный подход к изучению «Божественной комедии» Данте на практических занятиях по истории мировой литературы в ВУЗе.
Осипова Агата Викторовна, старший преподаватель кафедры русской литературы и методики обучения кафедры (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Использование элементов наглядно-графического характера в процессе преподавания литературы для студентов иноязычных групп.
Родина Ирина Витальевна, старший преподаватель кафедры русской литературы и методики обучения; Нурматова Муаттархон Абдулло кизи, преподаватель кафедры русской литературы и методики обучения (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Использование метода Диаграмма Венна на занятиях по дисциплине «Узбекская литература в контексте мировой для студентов филологического направления».
Усманова Юлдуз Уктамовна, преподаватель кафедры русской литературы и методики обучения (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Использование современных подходов в рассмотрении темы «маленького человека» в творчестве Ф. Достоевского и Н. Гоголя.
Шварц Алевтина Викторовна, преподаватель кафедры русской литературы и методики обучения (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Использование методов ЗХУ, синквейн в процессе преподавания дисциплины «Практикум выразительного чтения и основы литературного анализа» в иноязычных группах.
Юлдашева Ноиба Тулабаевна, преподаватель кафедры русской литературы и методики обучения (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Дополненная реальность в современном образовательном процессе.
Садеги Сахлабад Зейнаб, кандидат филологических наук, преподаватель, заведующий кафедрой русского языка факультета литературы; Кравченко Оксана Анатольевна, доктор филологических наук, аффилированный профессор кафедры русского языка факультета литературы (Университет Аль-Захра, г. Тегеран, Исламская Республика Иран). Юбилейный год Достоевского в университете Аль-Захра: методические ракурсы.
(14.00 – 15.00; главный корпус, Большой зал совещаний, 2 этаж)
Модераторы:
Шакурбанова Надежда Эмировна, заведующий кафедрой современного русского языка (Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан).
Мочалова Татьяна Ивановна, декан филологического факультета, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка (Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, Россия).
Гамидова Лейла Ильяс кызы, доктор философии по филологическим наукам, доцент (Азербайджанский университет языков, г. Баку, Азербайджанская Республика). Актуальность КЛД (компьютерной лингводидактики) в процессе обучения РКИ.
Ли Синьмей, доктор филологических наук, доцент факультета русского языка (Фуданьский университет, г. Шанхай, КНР). Онлайн обучение русскому языку во время и после эпидемии коронавируса – опыт китайского преподавателя.
Грушко Ксения Александровна, специалист по учебно-методической работе, магистр филологии (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия); Кудрявцева Ирина Михайловна, учитель русского языка (в рамках проекта «Класс») (Международный центр образования «Интердом» им. Е. Д. Стасовой, г. Иваново, Россия / Школа 76, г. Чуст, Наманганская область, Республика Узбекистан). Новые педагогические технологии в обучении инофонов.
Маматхонова Дилноза Толибовна, лаборант (Худжандский государственный университет им. академика Б. Гафурова, Республика Таджикистан). Инновационные методы обучения.
Нурматов Шодмон Шукронджонович, журналист, докторантура PhD (Худжандский государственный университет им. академика Б. Гафурова, г. Худжанд, Республика Таджикистан). Инновационные технологии в образовании на русском языке и в обучении русскому языку.
Алимарданова Шахло Ашурмаматовна, преподаватель кафедры общего языкознания (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Об инновационных методах преподавания русского языка.
Ваджихе Резвани, старший преподаватель кафедры русского языка факультета литературы (Университет Аль-Захра, г. Тегеран, Исламская Республика Иран). Применение инновационных технологий в обучении русскому языку для иранских учащихся.
Дусматова Шахло Валиевна, кандидат филологических наук, преподаватель, доцент (Худжандский государственный университет им. академика Б. Гафурова, г. Худжанд, Республика Таджикистан). Обучение русскому языку как иностранному посредством информационных технологий.
Лагай Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Организация учебного процесса в условиях дистанционного образования.
Мустафаева Дилором Норбековна, преподаватель-стажер кафедры современного русского языка (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Применение ситуационных задач при обучении русскому языку как иностранному.
Насырова Наргиза Ахметовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Проективное обучение как фактор повышения качества обучения русскому языку.
Низомитдинова Зулайхо Абдуазизовна, преподаватель-стажер кафедры современного русского языка (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Применение ролевых игр при обучении РКИ.
Керимли Наиба Кямиль гызы, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе (Образовательный Комплекс при БСУ, г. Баку, Азербайджан). Игровые технологии для развития техники чтения.
Раббимкулова Вазира Комилжановна, преподаватель-стажер кафедры современного русского языка (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Активные методы обучения на уроках русского языка как иностранного.
Сапарова Нуржамал Бегайдаровна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Использование интерактивных образовательных технологий и стратегий в преподавании русского языка.
Узбеков Тимур Сакенович, преподаватель кафедры современного русского языка (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Использование лингвистической игры в тюркоязычной аудитории на занятия по русскому языку.
Фатхулахужаев Махмуд Зукруллаевич, преподаватель кафедры русского языка и методики преподавания. (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Применение инновационных методов обучения на уроках русского языка в неязыковых вузах.
Хегай Валентина Михайловна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Развитие критического мышления студентов с помощью инновационных технологий.
Шакурбанова Надежда Эмировна, заведующий кафедрой современного русского языка, старший преподаватель (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Эффективность применения графических органайзеров в процессе обучения РКИ.
Юлдашева Юлдуз Узгеновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания (УзГУМЯ, г. Ташкент, Республика Узбекистан). Новые подходы к определению содержания, технологии проведения и оценке результатов.
Глебенко Людмила Юрьевна, старший преподаватель кафедры европейских и восточных языков (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан, Россия). Проектирование образовательного пространства в условиях дистанционного обучения РКИ на подготовительных курсах.
Хомидова Фируза Латиповна, преподаватель (Худжандский государственный университет им. акад. Б. Гафурова, г. Худжанд, Республика Таджикистан). Формирование профессиональной компетентности молодых педагогов вуза при обучении русскому языку.
(15.00 – 15.30, главный корпус, большой зал совещаний, 2 этаж)
11 декабря 2021 года
10.00 – 19.00. Экскурсионная программа
Время проведения:
9 - 11 декабря 2021 г.
Место проведения:
Узбекский государственный университет мировых языков,
100138
г. Ташкент,
ул. Kichik Xalqa Yo`li ko`chasi, квартал G-9a, д. 21-а,
9-11 декабря на площадке Узбекского государственного университета мировых языков начнет работу международная научно-методическая конференция «Русский язык за рубежом: инновационные подходы и эффективные практики».
Организатором конференции, которая проводится при грантовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках проекта «Развитие образования», выступает Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва.
Цель конференции – развитие и популяризация деятельности Центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку, обмен эффективными практиками преподавания русского языка и образования на русском языке в образовательных организациях разных видов, поиск оптимальных подходов к формированию содержания и оценки результатов образования на русском языке и обучения русскому языку.
В работе примут участие ученые, педагоги, представители общественности из Азербайджана, Бразилии, Грузии, Ирана, Испании, Китая, Польши, России, Сербии, Таджикистана, Узбекистана, Финляндии.
По итогам конференций будет издан электронный сборник материалов с индексацией в базе РИНЦ.
Продолжается электронная регистрация участников на сайте конференции.
9-12 декабря на площадке Узбекского государственного университета мировых языков начнет работу международная научно-методическая конференция «Русский язык за рубежом: инновационные подходы и эффективные практики». Организатором конференции, которая проводится при грантовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках проекта «Развитие образования», выступает Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва.
В преддверии конференции состоялась встреча руководства Узбекского государственного университета мировых языков с представителями Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва. В ходе встречи были обсуждены вопросы организации и проведения конференции, направления взаимодействия России и Узбекистана в области образования, перспективы научного и академического сотрудничества. Члены оргкомитета выразили уверенность в том, что конференция позволит обменяться передовым опытом и знаниями в области преподавания русского языка как иностранного, повысить интерес к изучению русского языка за рубежом.
На предстоящей конференции планируется рассмотрение актуальных проблем открытого образования на русском языке и обучения русскому языку, роли русского языка как средства формирования межкультурной компетенции иностранных учащихся в поликультурном пространстве, освещение функционирования центров русского языка и культуры за рубежом. В работе примут участие ученые, педагоги, представители общественности из Азербайджана, Бразилии, Грузии, Ирана, Испании, Китая, Польши, России, Сербии, Таджикистана, Узбекистана, Финляндии.
По итогам конференций будет издан электронный сборник материалов с индексацией в базе РИНЦ.
На площадке Узбекского государственного университета мировых языков 10 декабря 2021 г. состоялось открытие международной научно-методической конференции «Русский язык за рубежом: инновационные подходы и эффективные практики открытого образования». Организатором конференции выступил Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва при грантовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, информационной поддержке представительства Россотрудничества в Республике Узбекистан, МАПРЯЛ.
С приветствием к участникам конференции обратились проректор по учебной работе УзГУМЯ Кулматов Б.Г., и.о. ректора МГУ им. Н.П. Огарёва Глушко Д.Е., координатор программ по русскому языку в Русском доме в Ташкенте Сульжина И.В.
На пленарном заседании представили свой опыт преподавания русского языка за рубежом спикеры из Грузии, Испании, России, Узбекистана.
В рамках секционных заседаний продемонстрированы лучшие практики центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в Польше, России, Сербии, Узбекистане, Финляндии.
Живой интерес вызвали доклады, посвященные русскому языку и литературе как средству формирования межкультурной компетенции иностранных учащихся в поликультурном пространстве.
На круглом столе активно обсуждались практики применения инновационных технологий в образовании на русском языке и обучении русскому языку.
Работа конференции проходила в смешанном формате, участие приняло более 400 человек из 12 стран мира: Азербайджана, Бразилии, Грузии, Ирана, Испании, Китая, Польши, России, Сербии, Таджикистана, Узбекистана, Финляндии.
11 декабря в рамках международной научно-методической конференции «Русский язык за рубежом: инновационные подходы и эффективные практики открытого образования» проходила культурная часть программы, в рамках которой участники конференции смогли познакомиться с историей и культурным наследием Республики Узбекистан.
Состоялась обзорная экскурсия по г. Ташкенту, включающая посещение уникального комплекса Хазрати Имом, в том числе Медресе Барак Хана (XVI, XIX вв.), Мавзолей Каффал Шаши (XV в.), Медресе Муи-Мубарак (XIX в.), где хранится старейший Коран Османа, написанный в VII в. Участники конференции побывали в Соборе Успения Божией Матери, Соборе Святейшего Сердца Иисуса, посетили Музей прикладного искусства Узбекистана, тематический парк Навруз, сквер Ташкента и площадь Независимости.
9-11 декабря 2021 г. на площадке Узбекского государственного университета мировых языков состоялась международная научно-методическая конференция «Русский язык за рубежом: инновационные подходы и эффективные практики». Организатором конференции при грантовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации выступает Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва.
В рамках научно-методической конференции лучшие практики центров открытого образования и обучения русскому языку, новые подходы к преподаванию русского языка как иностранного представили педагоги из Испании, Польши, России, Сербии, Узбекистана, Финляндии. Как отметила заведующая кафедрой русской литературы и методики обучения, профессор УзГУМЯ Н.М. Петрухина, «это совершенно уникальная международная научно-методическая конференция. Мы также способствуем тому, чтобы русский язык знали как можно больше людей. Мы проводим конференции, встречи, творческие вечера, в этом году в двенадцатый раз издаем интересный сборник «Инновации мировой филологии в молодежной науке 21 века: результаты и перспективы», где представляем не только научные изыскания, но и творческие работы наших студентов на русском языке».
Живой интерес вызвали доклады, посвященные русскому языку и литературе как средству формирования межкультурной компетенции иностранных учащихся в поликультурном пространстве. Методические наработки в этой области представили учителя, преподающие в Узбекистане русский язык и литературу, а также другие школьные предметы на русском языке. Инновационные приемы и методы при обучении русскому языку продемонстрировали участники программы «Российский учитель за рубежом».
На конференции было отмечено, что насыщенная повестка дня и проявленный интерес более 400 участников из 12 стран мира позволяют говорить о международной конференции как об одном из значимых событий в социогуманитарной сфере. Такие мероприятия будут способствовать успешному взаимодействию ученых и педагогов в образовательной, научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности.
Конференция, проведенная Мордовским государственным университетом им. Н.П. Огарёва на площадке Узбекского государственного университета мировых языков 9-11 декабря 2021 г., вызвала широкий резонанс среди педагогического сообщества и представителей общественности, интересующихся русским языком за рубежом.
Выявленные лучшие практики продемонстрировали опыт коллег по организации и функционированию Центров русского языка при образовательных организациях высшего образования. Были представлены результаты работы и перспективы развития подобных центров в Узбекском государственном университете мировых языков (Республика Узбекистан); во Вроцлавском университете при кафедре практического изучения русского языка (Республика Польша); при кафедре славистики Белградского университета в рамках работы Общества славистов (Республика Сербия). Эффективность модели центра открытого образования на русском языке и обучения русскому языку как одна из лучших инфраструктурных практик была проанализирована на примере работы некоммерческой организации «Мозаика» (г. Ювяскуля, Финляндская Республика) в партнерстве с Псковским государственным университетом.
Выявленные лучшие практики продемонстрировали опыт коллег по организации и функционированию Центров русского языка при образовательных организациях высшего образования. Были представлены результаты работы и перспективы развития подобных центров в Узбекском государственном университете мировых языков (Республика Узбекистан); во Вроцлавском университете при кафедре практического изучения русского языка (Республика Польша); при кафедре славистики Белградского университета в рамках работы Общества славистов (Республика Сербия). Эффективность модели центра открытого образования на русском языке и обучения русскому языку как одна из лучших инфраструктурных практик была проанализирована на примере работы некоммерческой организации «Мозаика» (г. Ювяскуля, Финляндская Республика) в партнерстве с Псковским государственным университетом.
«Центр актуален и нужен людям», - подчеркивает руководитель организации «Мозаика» и проектов Татьяна Дульцева (Финляндская республика). «Интересно… было бы правильным практиковать такой формат и дальше. Это хороший обмен опытом», - делится своими впечатлениями о конференции PhD Ольга Викторовна Пироженко, заведующая отделением Славянской филологии, исполнительный директор Русского центра фонда «Русский мир» Университета Валенсии (Испания).
Особый интерес к конференции проявило учительское сообщество Республики Узбекистан и, в частности, учителя – участники программы «Российский учитель за рубежом» в рамках проекта «Класс!» («Зур!»). Их эмоциональные выступления, горячие дискуссии на секционных заседаниях, неподдельный интерес к инновационным методам и формам работы свидетельствуют о важности и значимости организации подобных открытых площадок для профессионального общения, обмена опытом и развития сотрудничества на международном уровне.